Автомобильный бренд Chery
За прошедшие 25 лет китайский автопроизводитель Chery Automobile, безусловно, завоевал себе имя в российском автопроме. Модельный ряд ее материнской марки часто обновляется и расширяется, премиальный Exeed набирает обороты, а в скором времени в нашей стране появятся марки Omoda и Jetour. Здесь мы рассмотрим историю возникновения компании и обсудим ее нынешнее состояние.
Chery: Государственный автопроизводитель
Chery — государственная автомобильная компания, основанная в 1997 году в городе Уху (провинция Аньхой, Китай). Название «Chery» является транскрипцией китайского слова «Qirui», что в переводе на русский язык означает «особо одаренный» или «очень удачливый». В английском языке оно ассоциируется со словами «cherry» и «cheery». Изначально компания собиралась производить двигатели и запчасти для автомобилей, но со временем стала полноценным автопроизводителем.
Пресловутый лифтбек Fengyun
В декабре 1999 года с конвейера сошел первый серийный автомобиль компании — печально известный лифтбек Fengyun. Этот автомобиль был также известен под названиями Fulwin, Windcloud, Flagcloud, A11, A168, Qiyun, Viana, Cowin 2. В России он был известен под названиями Chery Amulet и Vortex Corda.
Fengyun: Бюджетный китайский автомобиль
Fengyun и его модификации были созданы на базе испанского Seat Toledo первого поколения, выпускавшегося в конце 80-х — начале 90-х годов. На момент разработки Chery автомобилю было уже десять лет, и в Китае он появился уже после окончания производства в Европе. Простой дизайн, разработанный итальянским маэстро Джорджетто Джуджаро, просторный салон и большой багажник сделали его хорошим бюджетным автомобилем для китайского рынка. Cowin 2 и Fengyun выпускались до 2016 года, когда спрос на них значительно упал и появились более современные и интересные альтернативы в том же ценовом диапазоне.
Перефразированный текст
С 2006 по 2008 г. Chery Amulet выпускался калининградским заводом «Автотор», а в 2007 г. автомобиль прошел краш-тест, результаты которого оказались настолько неожиданными, что многие отказались от его приобретения. Несмотря на недостаточную безопасность и коррозионную стойкость, Chery Amulet пережил возрождение в России с 2010 по 2012 год, когда он стал выпускаться на ТагАЗе как Vortex Corda. Бренд Vortex был создан специально для Российской Федерации, и под ним на Таганрогском заводе собирались седан Estina (переименованный в Chery Fora) и кроссовер Tingo (Chery Tiggo). Из трех топовых моделей Vortex наименьшей популярностью пользовался лифтбек Corda — стало очевидно, что эта модель не имеет перспектив в России.
Реальный успех Chery в конце прошлого десятилетия
В конце прошлого десятилетия компания Chery добилась настоящего успеха с кроссовером Tiggo — 5-дверным кузовом, который являлся незаконным и неточным подражанием Toyota RAV4 второго поколения. Этот «Равик» китайского производства несколько раз совершенствовался и переименовывался (Tiggo FL, Tiggo 3, Vortex Tingo). Для многих россиян он стал первым (и часто, к сожалению, последним) кроссовером, который они могли себе позволить — цена решила, цена продала, и модель покинула наш рынок только в 2020 году, когда Chery вступила в новую, качественно иную технологическую эру.
Два новых кроссовера Chery в России
В 2019 году в Россию прибыли субкомпактный Tiggo 4 и компактный Tiggo 7, которые заметно улучшили свои потребительские качества по сравнению с предыдущими моделями китайской марки. Эти автомобили выглядят и работают вполне достойно, есть и некоторые недостатки, но они не настолько серьезны, чтобы стать причиной расстройства.
Владельцы автомобилей корейских, японских и европейских производителей впервые стали массово переходить на Chery. Это сопровождалось всплеском продаж в дилерских центрах Chery в России — в 2021 году было продано 37 118 автомобилей по сравнению с 18 139 в 2014 году, когда рубль переживал резкое падение. Рост по сравнению с 2019 (6 358 автомобилей) и 2020 годами (11 452 единицы) еще более впечатляющий.
Запуск компанией Chery бренда Exeed в России
В 2020 году компания Chery представила на российском рынке свой премиальный бренд Exeed (который был создан в Китае с 2018 года). Первоначально при запуске в России он назывался Cheryexeed. Однако в конце лета 2020 года бренд вернулся к своему первоначальному названию Exeed. Теперь автомобили Exeed продаются через собственную дилерскую сеть компании и на российских потребительских сайтах. В настоящее время Chery и Exeed рассматриваются как два отдельных предприятия.
Спрос на китайскую роскошь в России
Очевидно, что спрос на китайскую роскошь в России высок, и он только усилился в связи с геополитическими событиями этого года. С уходом с российского рынка европейских, американских и японских брендов премиум-класса граждане стали присматриваться к дорогим китайским маркам. Компания Chery не замедлила воспользоваться этой возможностью и создала марку Omoda, которая продается в России как «высокий средний класс» между Chery и Exeed. Также ходят слухи о молодежном бренде Jetour, ориентированном на Россию.
Jetour: Китайский бренд, который обрел успех
Компания Jetour, представленная на китайском рынке в 2018 году, стала успешной. Ориентированная на молодежь бюджетная продукция сделала ее привлекательной для покупателей. К 2019 году в Китае было продано более 130 тыс. автомобилей этой марки, а в 2021 году эта цифра выросла до 150 тыс.
Компания Chery, являющаяся материнской компанией Jetour, стремится использовать успех бренда и уже объявила о планах по его переформатированию.
Однако не все бренды Chery оказались столь же успешными. В 2009 году компания запустила одновременно бренды Karry, Rely и Riich. Но из-за отсутствия четкого направления и нехватки ресурсов в 2012 году Rely и Riich были сняты с производства. Компания Karry, хотя и выжила, сместила акцент, став в основном продавцом недорогих грузовиков и микроавтобусов.
Qoros: китайско-израильский автомобильный бренд
В 2007 году компания Chery и израильское подразделение корпорации Kenon создали совместное предприятие CQAC (Chery Quantum Automotive Corporation). Это совместное предприятие было создано с целью выхода на европейский, а в перспективе и на мировой рынок. Через четыре года компания и ее марка автомобилей получили более привлекательное название Qoros.
Первая модель семейства Qoros, Qoros 3, была представлена в 2013 г. на Женевском автосалоне. Отзывы были в целом положительными, европейский дизайн и 5-звездочный рейтинг безопасности Euro NCAP, казалось, сулили успех. К сожалению, что-то пошло не так.
Борьба Qoros в Европе
Qoros не смог быстро создать дилерскую сеть в Европе, в результате чего было продано лишь небольшое количество автомобилей. Кроме того, качество производства было нестабильным, поскольку сборка осуществлялась в китайском городе Чанша. Даже в Китае продажи были низкими.
Cowin Auto
В 2014 г. компания Chery создала дочернюю компанию Cowin Auto, причем название Cowin использовалось для обозначения некоторых моделей Chery. Эта компания была создана для того, чтобы ориентироваться на самый нижний сегмент китайского рынка, в частности на молодых людей из сельской местности.
Cowin Models Revamp
В июле этого года было объявлено, что марка Cowin будет обновлена. Нынешние модели — это лишь слегка переделанные модели Chery, которые продаются плохо. Различия между моделями Cowin и Chery станут более очевидными после обновления.
К 2024 году у Cowin появятся модели с полностью оригинальным дизайном, разработанным бельгийским дизайнером Лоуи Вермершем, который раньше работал в ателье Pininfarina. Только время покажет, насколько успешной окажется модернизация.
Совместное предприятие Chery и Jaguar Land Rover
В 2012 г. китайский автопроизводитель Chery создал совместное предприятие с британской автомобильной компанией Jaguar Land Rover (принадлежит индийской Tata Motors). Это партнерство было заключено с целью производства британских автомобилей в Китае, и их выпуск начался в 2014 году. Chery не принимает непосредственного участия в управлении предприятием, предоставляя британцам самим решать, что и как производить. Тем не менее сама ассоциация с аристократическим брендом положительно сказалась на имидже китайской компании.
Chery в Северной Америке
В 2007 г. компания Chery планировала выйти на американский рынок вместе с Chrysler, желая продавать экономичные субкомпакты Chery A1/Kimo под маркой Dodge. Однако американцы отказались от этого плана, якобы из-за низкого качества китайских автомобилей. В 2019 году продвижением автомобилей Chery в США занялась калифорнийская компания HAAH Automotive Holdings, которая планировала производить и распространять премиальные модели Exeed под маркой Vantas, а также более распространенные кроссоверы Chery под брендом T-GO. К сожалению, и это начинание заглохло — якобы из-за пандемии COVID-19, а на самом деле из-за бессистемного управления компанией HAAH. Тем не менее, в этом году автомобили Chery были отправлены в Мексику, которая формально все еще является частью Северной Америки, и здесь они продаются под логотипом Chirey.
Chery сделала себе имя на китайском рынке электромобилей
Компания Chery, возможно, и не обладает такими высокотехнологичными электромобилями, как Tesla, но все же она делает себе имя на китайском рынке электромобилей. По данным CleanTechnica, компания занимает 4,8% доли рынка электромобилей — это четвертое место после BYD (26,9%), SAIC (13,4%) и Tesla (8,3%). Этот успех можно приписать их небольшим и доступным электромобилям, таким как eQ1 (в первой половине 2022 г. в Китае было продано 46 914 единиц) и QQ Ice Cream (в прошлом году было продано 54 097 единиц).
Возвращение в Россию
После падения ТагАЗа Chery начала собирать свои автомобили на черкесском заводе «Дервейс», а после его развала ненадолго вернулась на калининградский «Автотор». В России завода Chery до сих пор нет, хотя идея его создания неоднократно поднималась. В августе возникла очередная такая дискуссия, хотя в настоящее время Chery не нуждается в локализации производства в России в связи с успешным экспортом из Китая.
Комментарии закрыты.