Что такое гидрокомпенсаторы и почему они стучат
Первый двигатель внутреннего сгорания с гидрокомпенсаторами был установлен на автомобиле Cadillac в 1930-х годах. Однако популярность «гидрики» приобрели лишь спустя десятилетия, в основном благодаря подъему японской автомобильной промышленности. Применение гидрокомпенсаторов в механизме газораспределения (ГРМ) усложнило конструкцию двигателя, но значительно упростило его обслуживание.
Гидравлический компенсатор: Автоматическая регулировка теплового зазора
Гидравлический компенсатор — это компонент двигателя внутреннего сгорания, который регулирует температуру клапанов двигателя без ручного вмешательства. До изобретения этого механизма для поддержания нужной температуры требовалась ручная регулировка. Теперь эту задачу берут на себя гидрокомпенсаторы, обеспечивая автоматическую регулировку.
Зачем нужен гидрокомпенсатор?
В четырехтактных двигателях внутреннего сгорания имеются впускные и выпускные клапаны, которые заполняют цилиндры топливно-воздушной смесью и отработавшими газами. Распределительный вал с помощью специальных кулачков в нужный момент толкает клапан в цилиндр.
Между кулачком и открывателем клапана находится зазор, называемый тепловым. В его обязанности входит регулировка необратимого линейного расширения металлов вследствие нагрева двигателя в процессе его работы. Как правило, размер этого зазора фиксируется производителем — с точностью до десятых долей миллиметра, то есть его невозможно увидеть невооруженным глазом.
Слишком узкий, слишком широкий
Если зазор слишком мал, клапан не будет плотно закрываться, не обеспечивая герметичность камеры сгорания. При слишком широком зазоре клапан открывается слишком поздно или частично, снижая способность цилиндра заполняться топливно-воздушной смесью.
Гидравлический компенсатор
Гидравлический компенсатор облегчает автоматическую регулировку этого параметра, обеспечивая:
-
- Упрощение технического обслуживания двигателя, так как не требуется периодическая ручная регулировка.
Преимущества гидрокомпенсаторов
-
Снижение уровня шума при работе двигателя внутреннего сгорания;
-
Установка зазора до нормального размера после износа деталей;
-
Более длительная эффективность работы всего модуля.
Конструкция гидрокомпенсаторов
Как правило, конструкция этих устройств одинакова. Однако место их установки может быть различным — в гнездах коромысел клапанов (на двигателях SOHC с одним распределительным валом) или в отверстия в головке блока цилиндров (на двигателях DOHC с двумя распределительными валами).
Гидрокомпенсатор с пояснениями
Гидравлический компенсатор, или «гидрокомпенсатор», представляет собой небольшой гидроцилиндр, включающий в себя плунжер, втулки плунжера, пружины плунжерного клапана, шарик и масляные каналы.
Плунжер является наиболее важным компонентом гидрокомпенсатора. Масло поступает через шаровой клапан в пространство под ним, и когда это пространство заполняется, клапан под действием пружины закрывается.
Влияние кулачка распределительного вала на работу гидрокомпенсатора
При контакте кулачка распределительного вала с рабочей поверхностью гидрокомпенсатора создается давление, благодаря которому клапан фиксируется. Вследствие этого усилие кулачка распредвала передается на гидрокомпенсатор, который открывает клапан. В процессе работы двигателя количество масла, необходимое для заполнения плунжера, изменяется, тем самым регулируя тепловой зазор.
Причины стука на «холодную»
Гидрокомпенсатор при работе может издавать стрекочущий звук. Однако этот звук не обязательно является признаком технической неисправности устройства.
- Загрязнение каналов гидрокомпенсатора Когда масло горячее, оно имеет более жидкую консистенцию, что позволяет ему легче проходить через каналы. Поэтому через некоторое время шум может исчезнуть.
Причины стука на «горячую»
-
Использование масла, более густого, чем рекомендованное производителем;
-
Износ клапана гидрокомпенсатора, приводящий к утечке масла из шарового механизма.
Причины стука на «горячую ».
-
Грязное или некачественное масло, что можно устранить заменой имеющейся смазки на новую;
-
Неисправность масляного насоса, приводящая к снижению давления в системе смазки.
Проверка гидрокомпенсатора
Как правило, неисправный гидрокомпенсатор издает резкий стрекочущий звук, исходящий из верхней части двигателя под клапанной крышкой. К сожалению, этот звук может быть плохо слышен в салоне, особенно если автомобиль имеет хорошую звукоизоляцию.
Причины неисправности
Гидравлический компенсатор может выйти из строя по нескольким причинам, в том числе:
-
Избыток/недостаток масла в картере двигателя
-
Износ или поломка самого компенсатора
Необычный звук? Проверьте масло и двигатель!
Как правило, уровень шума нарастает — от легкого шелеста до громкого гула. При появлении неожиданного громкого стрекота целесообразно проверить уровень масла — возможно, он слишком низкий, что вызывает реакцию гидрокомпенсаторов.
Кроме того, рекомендуется осмотреть поддон двигателя. Возможно, во время движения по бездорожью на картере двигателя образовалась вмятина, из-за чего маслоприемник работает не лучшим образом.
Возможная причина стука после замены масла
Вероятно, вместо качественного смазочного материала была использована некачественная смазка, если стук появился именно после очередной замены масла.
Действия при стуке гидрокомпенсаторов
Для восстановления работоспособности гидропульсатора обычно требуется регулярная замена масла и фильтра. Если после этого стук сохраняется, то, скорее всего, требуется замена гидрокомпенсаторов. Если владелец не часто обновлял моторное масло, возможно, потребуется замена масляного насоса или очистка магистралей двигателя.
Если двигатель стучит
Если после запуска двигателя из-под клапанной крышки доносится незначительный стук, то некоторое время на автомобиле еще можно ездить. Тем не менее, не стоит слишком долго ждать, прежде чем ехать к механику. Неисправность гидрокомпенсатора может привести к разрушению системы распределения топлива и/или головки блока цилиндров.
Предотвращение поломки
Как предотвратить поломку гидрокомпенсатора?
Регулярная замена масла
Во избежание сбоев в работе гидрокомпенсаторов необходимо соблюдать общие рекомендации производителя по замене масла. Обычно это делается во время ежегодного технического осмотра, однако в некоторых случаях интервал может быть сокращен — например, перед длительной поездкой или в сложных условиях под нагрузкой и т. д. Нет необходимости в постоянной замене гидрокомпенсаторов. Как правило, при соблюдении соответствующих мер предосторожности эти компоненты могут прослужить до 200 тыс. км пробега.
Комментарии закрыты.