В настоящее время не утихают споры о том, что лучше — автономная или механическая коробка передач. Многие презирают автоматическую коробку передач, утверждая, что механическая трансмиссия намного лучше. С другой стороны, многие отстаивают удобство автономной трансмиссии, утверждая, что никогда не вернутся к механической. У каждого свое мнение, и универсального ответа на этот вопрос не существует. Но если отбросить личные предпочтения, то что же на самом деле лучше?
С чего начался этот спор?
Многие утверждают, что автоматическая коробка передач подходит только для «чайников» и девушек, а механическая — для «настоящих мужчин». Я же считаю, что оба типа трансмиссий имеют свои преимущества.
Механическая коробка передач
Механическая коробка передач удобна для вождения в плохих дорожных условиях, например, на заснеженных дорогах.
Автоматическая коробка передач
Автоматическая коробка передач лучше подходит для ровных дорог и движения в пробках. Она обеспечивает высокий уровень комфорта. Кроме того, начинающие водители обычно легче обучаются и чувствуют себя за рулем более уверенно.
Теперь я более подробно остановлюсь на каждом типе трансмиссии. Начну с механической коробки передач, поскольку именно с нее я начинал.
Механика против автомата
Механика уже давно является неотъемлемой частью автомобилей. Это очень продвинутая технология, и мы уже с трудом можем вспомнить время, когда было только две передачи. В 50-е и 60-е годы было три передачи. Сейчас, с развитием технологий, минимальное количество передач увеличилось до пяти. Кроме того, появились шестиступенчатые коробки. Кажется, что предела нет. Так почему же механика предпочтительнее автомата? Давайте разберемся.
Преимущества механической коробки передач
Разгонные характеристики автомобиля с механической коробкой передач превосходят характеристики автомобиля с автоматической коробкой. Она позволяет довести мощность двигателя до максимальных пределов, но при этом коробка начинает переключать передачи на определенных скоростях (если только вы не едете в ручном режиме). В результате разгонные характеристики оказываются быстрее, чем у автоматической коробки, на несколько секунд.
Навыки вождения
Хорошую экономию топлива можно получить при правильных навыках вождения, таких как быстрое переключение передач и движение автомобиля накатом. Сопернику это может быть трудно сделать.
Автоматическая коробка передач
Обычно не рекомендуется включать нейтральную скорость при управлении автомобилем с автоматической коробкой передач.
Масло
Для автоматических коробок передач требуется от 6 до 10 л трансмиссионного масла, а для механических — всего 3 л.
Зимние преимущества
Зимой автомобиль легче завести. Уменьшается количество масла в коробке, а при выжимании сцепления коробка передач отключается от двигателя, что снижает нагрузку при запуске двигателя.
Затраты на ремонт
Механический вариант гораздо менее затратен в ремонте, причем работы могут выполнять любые компании, даже не имеющие официального разрешения.
Зимнее вождение с механикой
Механика может оказать большую помощь при вождении зимой, так как на ней можно безопасно буксовать в снегу. Однако на машине это делать не рекомендуется, так как может произойти перегрев трансмиссионного масла.
Недостатки механики
1)Удобство вождения — один из главных недостатков. Начинающим водителям требуется довольно много времени, чтобы привыкнуть к механике, и они часто испытывают трудности при старте с места и движении в гору.
Сжигание сцепления
Новички, управляющие автомобилями с механической коробкой передач, по неопытности могут случайно вывести из строя сцепление. Это дорогостоящий ремонт, который не случится с опытным водителем.
Долговечность двигателя
Срок службы двигателя значительно меньше. Это связано с тем, что автомобиль не позволяет водителю «злоупотреблять» двигателем, доводя его до крайности.
Автоматические трансмиссии
Автоматические трансмиссии отличаются от других типов трансмиссий, таких как робот, вариатор и механическая. С появлением автоматических трансмиссий производители автомобилей добились увеличения числа передач, начиная с трех и заканчивая шестью, а в скором времени обещают и восьмиступенчатую версию. Кроме того, эти трансмиссии стали более совершенными, с меньшей задержкой при разгоне и повышенной топливной экономичностью.
Однако следует учитывать и недостатки автоматических трансмиссий.
Недостатки автоматической коробки
-
Разгон традиционной модели медленнее, чем ручной.
-
Традиционная модель имеет только четыре скорости, а механическая — пять.
-
Расход топлива у традиционной модели выше.
-
В конструкции содержится больше масла.
-
Сложнее использовать в холодную погоду.
-
Цена машины на 30–40 тыс. выше, чем у ручной.
Преимущества машины
Остановимся подробнее на преимуществах машины. Разгон с классическим гидротрансформатором на 4 скорости может быть медленнее, чем с ручным, но вариаторы и типы с 6 или 7 ступенями и двумя дисками сцепления находятся на том же уровне, а то и превосходят его. CVT лучше ручной, так же как и коробка DSG от Volkswagen. Однако стоимость ремонта значительно выше.
Расход топлива современной автоматики по сравнению с классикой
Четвертая передача классического автомобиля может сжигать больше топлива, но современные автоматы или вариаторы с 6-ступенчатой или бесступенчатой трансмиссией (CVT) гораздо более экономичны, потенциально даже более экономичны, чем механические модели.
Улучшенные ощущения от вождения
Опыт вождения с современной автоматикой значительно улучшается. Даже неопытные водители могут тронуться с места без толчков и волнений, что позволяет избежать рискованных сценариев.
Автоматическая и механическая коробка передач
Срок службы двигателя и трансмиссии с автоматической коробкой передач выше, поскольку она оптимизирует скорость и не допускает перегрева двигателя. Что касается цены, то модели с автоматической коробкой передач становятся все более популярными, что вполне логично, поскольку они более удобны для езды в городе. Люди даже готовы доплатить 40–50 тыс. руб. за это удобство. Но те, у кого нет таких денег, сразу же начинают критиковать АКПП, говоря, что ее ресурс ниже. Это не так. Даже четырехступенчатый автомат может быть таким же надежным, как и механическая коробка передач, в зависимости от того, как вы его эксплуатируете и как часто обслуживаете. Доплачивать приходится за удобство и более сложную конструкцию.
Механическая коробка передач и ее обслуживание
Постоянно ведутся дискуссии о том, действительно ли механические коробки передач бессмертны, или же автоматические коробки требуют ремонта или замены примерно через 100 000 км. В этом есть доля истины. Надо признать, что механика механической коробки передач требует обслуживания каждые 30–40 тыс. км, например, замены диска Ferodo (сцепления) и масла. Поэтому они и служат дольше, так как масло меняется регулярно. А вот диск сцепления нужно менять чаще, особенно начинающим водителям, так как он быстро изнашивается, особенно если ездить не плавно.
Автоматические трансмиссии: Необходимость технического обслуживания
До 70–80 тыс. автомат не доставит вам никаких проблем (я имею в виду типичный гидротрансформатор, роботы и вариаторы — это немного другое). Просто замена масла на 70–80 тысячах позволит поддерживать нормальное функционирование двигателя. Однако некоторые производители гарантируют, что их автоматические трансмиссии не требуют обслуживания и могут прослужить весь срок эксплуатации автомобиля. Это справедливо только для Европы с ее хорошими дорогами, отсутствием снега и мягким зимним климатом. В любых других условиях регулярная замена масла требуется через 50–60 тыс. км пробега, причем более частая замена является оптимальным вариантом. В противном случае такие проблемы, как пробуксовка, тряска и т. п., могут возникнуть при пробеге 100–120 тыс. км. Некачественное масло также может повредить трансмиссию.
Вопрос об автомате или механике
Хотя это и является обязательным требованием механики, замену масла необходимо производить даже на автомате, независимо от спецификаций производителя. От этих замен зависит долговечность трансмиссии.
Вопрос о том, какую коробку передач выбрать — автоматическую или механическую — является сложным и неоднозначным. Одни хотят удобной и быстрой езды, которую обеспечивает автоматическая коробка передач. Другим нужен более практичный опыт, позволяющий довести двигатель до предела и почувствовать скорость и острые ощущения, которые можно получить с механической коробкой передач.
В конечном счете, оба типа трансмиссий имеют свои уникальные преимущества, и поэтому оба варианта являются правильным выбором.