Автомобильная марка «ГАЗ» имеет долгую и интересную историю. В настоящее время она является основным поставщиком на рынок грузовых автомобилей, микроавтобусов, силовых агрегатов и специализированной техники. Кроме того, в его модельном ряду есть и легковые автомобили.
Заглянув в прошлое «ГАЗа», можно обнаружить интересную историю.
Рождение ГАЗа
В 1932 году по указанию Высшего экономического совета СССР совместно с компанией Ford Motor Company был создан Нижегородский автомобильный завод для создания автомобилей для Советского Союза. Первыми моделями, выпускаемыми на заводе, были грузовики Ford-AA и Ford A. 1 января состоялось официальное открытие завода, а уже в феврале был выпущен первый автомобиль ГАЗ АА. К концу года модельный ряд был расширен за счет выпуска 5-местного легкового автомобиля А. Так началась история марки ГАЗ.
Начало новой хронологии: 1932–1936 гг.
Первый автобус был выпущен Нижегородским автомобильным заводом ГАЗ в 1933 году. Это был хорошо известный ГАЗ-03–30, который мог перевозить одновременно 17 человек. Его конструкция состояла из деревянного каркаса, усиленного деревометаллической обшивкой. Несмотря на слабую конструкцию, он стал самым популярным автобусом до и после войны.
Популярность ГАЗ-А
Продукция Горьковского автозавода становилась все более популярной, о чем свидетельствует 100-тысячный автомобиль ГАЗ-А, собранный всего через два года после открытия завода. В Музее истории ГАЗа даже помнят точную дату этого знаменательного события: 17 апреля 1935 года. По контракту с США была прислана документация на модель 1933 года, но эта иномарка оказалась непригодной для СССР. Поэтому конструкцию пришлось изменить: поперечные рессоры заменили на две пары продольных, а мощность 4-цилиндрового двигателя увеличили на 50 л. с.
Четырехдверный седан ГАЗ-М-1
Четырехдверный седан ГАЗ-М-1, в народе называемый «Эмка», был очень популярным автомобилем в довоенном государстве. На его основе было создано несколько модификаций, таких как полноприводный фаэтон и внедорожник с закрытым кузовом седан.
Довоенный внедорожник ГАЗ-64
Перед Великой Отечественной войной был выпущен армейский внедорожник ГАЗ-64. Благодаря системе полного привода он обладал лучшими внедорожными качествами. Этот автомобиль был крайне необходим солдатам того времени, поэтому в 1941 году был разработан предсерийный образец. Он имел ряд преимуществ, таких как отсутствие дверей, что позволяло быстро садиться и выходить из машины, и укороченная колесная база (755 мм), благодаря которой отпала необходимость в карданном вале.
ГАЗ-64 Производство: 1941–1943
В 1941–1943 гг. Горьковский завод занимался производством военной техники, в том числе и танков. Сохранились сведения о проектировании комплекта плавающих танков Т-38. Хотя их было построено всего 35, после испытаний, включавших боевую эксплуатацию, было принято решение о создании модернизированного варианта. В результате доработок был создан опытный образец, получивший название «Танк Молотова». Однако, несмотря на значительные усилия, осенью 1941 года было принято решение о прекращении производства этой модели.
Адаптация к потребностям военнослужащих
ГАЗ был вынужден перестроить свои планы в соответствии с требованиями войны. Основное внимание стало уделяться танкам: в октябре был выпущен Т-60, затем Т-70. В декабре 1942 года появился танк Т-80 с двухместной башней. Выпускались также самоходные артиллерийские установки типа СУ-76, двигатель ГАЗ, минометы.
Бронеавтомобиль #BA-64: Знаменитое достижение военного времени Невозможно забыть бронеавтомобиль БА-64, построенный в 1942 году. Его прототипом был автомобиль ГАЗ-64, создатель которого В. А. Грачев был удостоен Сталинской премии. Грачев был удостоен Сталинской премии. Годом позже в гамме ГАЗа появился ГАЗ-67Б — военный автомобиль с превосходными внедорожными качествами. Во время войны завод ГАЗ неоднократно подвергался нападениям, и значительная часть его инфраструктуры была серьезно повреждена.
Восстановление было сложнейшей задачей, потребовавшей от 35 тыс. человек работы по 20 часов в сутки. В итоге завод был полностью восстановлен всего за 100 дней. К сожалению, в связи с военными действиями завод был вынужден отказаться от производства грузовика ГАЗ-ААА, а выпуск БА-64 и других моделей был прекращен. В знак благодарности за тяжелый труд завод был награжден орденами Отечественной войны I степени, Ленина и Красного Знамени.
Послевоенный период — стратегические изменения в ГАС.
После войны компании GAS пришлось выбирать новое направление развития. Руководство пошло по пути расширения модельного ряда, что привело к появлению в 1946 году автомобиля «Победа» М-20 ГАЗ. Вскоре после этого был выпущен снегоход, а затем небольшой грузовик ГАЗ-51 грузоподъемностью до 2,5 т. Автомобиль ГАЗ-69 выпускался с 1952 по 1972 год.
ГАЗ-63 и ГАЗ-69: Значительный вклад в развитие автомобильной промышленности
Через два года после появления модельного ряда производителя он пополнился автомобилем ГАЗ-63. Еще через год на рынке появился ГАЗ-69. В процессе разработки эта модель получила название «Рабочий». Она продавалась в 1953–1956 годах, а затем была передана на завод УАЗ.
Вклад ГАЗ-63 и ГАЗ-69 в мировую автомобильную промышленность огромен. Модификации этих моделей экспортировались в 56 стран, а Румыния и Северная Корея даже смогли получить документацию на сборку.
- Зимний выпуск: 1948–1960 гг.
В 1950 году на рынок вышел всемирно известный ZIM с шестиместной кабиной. Его длина составляла 5530 мм, а колесная база была увеличена до 3200 мм. Салон был просто огромным, идеально подходящим для политиков и представителей высшего класса. Только привилегированные слои населения могли обладать этим автомобилем. ZIM стал первым автомобилем с трехрядной компоновкой сидений — такой компоновки не было ни у одного автомобиля в мире. Кроме того, инженерам пришла в голову новаторская идея — добавить гидромеханическую трансмиссию, которая обеспечивала устойчивый старт.
ГАЗ-21 «Волга»: 1956–1970 гг.
В середине 50-х годов стало очевидно, что старый дизайн «Победы» уже нежизнеспособен, и потребовался фейслифтинг. Это привело к созданию автомобиля ГАЗ-21 «Волга», которому суждено было прославиться на долгие годы. Волга ГАЗ была оснащена новым двигателем с клиновидной камерой сгорания, что позволило ей развивать мощность до 70 л. с. и максимальную скорость до 130 км/ч. Вскоре после этого автомобиль начал получать различные модификации кузова и даже стал поставляться на экспорт. Эти автомобили также использовались в автопарках скорой помощи.
ГАЗ-13: 1959–1981 гг.
ГАЗ-13, также известный как «Чайка», был популярной моделью в 1960-х годах. Она оснащалась V-образным 8-цилиндровым двигателем рекордной мощности 195 л. с., гидроусилителем руля и 4-камерным карбюратором. Престижности автомобилю добавляли такие дополнительные опции, как электрические стеклоподъемники, радиоприемник, противотуманные фары и др. Автомобиль выпускался как в кузове лимузин, так и кабриолет.
ГАЗ-2102 Производство: 1981–2009
На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году ГАЗ получил Гран-при за автомобили «Волга», «Чайка» и ГАЗ-52 (грузовой). Именно тогда И. И. Киселев занял пост руководителя и проработал на этом посту 25 лет. Под его руководством были созданы специализированные заводы, которые превратили Горьковский автомобильный завод в одну из передовых производственных площадок того времени.
Выдающееся достижение
За время его работы в компании был достигнут значительный прогресс. Было проведено множество модернизаций грузовых автомобилей, которые привели к выпуску классических моделей ГАЗ под номерами 52, 53А и 66. Примечательно, что последняя модель отличалась от остальных своими улучшенными характеристиками. В 1970 году значительный прогресс в маневренности был достигнут с выпуском ГАЗ-24. Его 98-сильный двигатель позволял «Волге» развивать скорость до 140 км/ч. Кроме того, к достоинствам седана можно отнести вместительный багажник, просторный салон и удобное управление.
Модернизация ГАЗ-14 «Чайка»
ГАЗ-14 «Чайка» не обделен вниманием в плане модернизации автомобиля. В конце 79-го года было выпущено третье поколение с семиместной компоновкой сидений и новыми техническими характеристиками. V-образный 8-цилиндровый двигатель имеет мощность 220 л. с. и позволяет развить максимальную скорость 175 км/ч. В 1980 году был создан ЗМЗ-406 — четырехцилиндровый двигатель, который станет основой автомобилей ГАЗ и УАЗ, впоследствии трансформировавшись в ЗМЗ-409, используемый в современных автомобилях.
Новое освоение ГАЗа
ГАЗ использует новый подход, стремясь стать ведущим создателем автомобилей с дизельным двигателем. В 1984 году был выпущен автомобиль ГАЗ-4301 с дизельным двигателем и системой воздушного охлаждения, и в том же году начался выпуск автомобиля «Волга» — ГАЗ-3102. Она отличалась улучшенным дизайном интерьера, экстерьера, приборной панели и тормозов. Она быстро стала самым популярным автомобилем для советских чиновников.
Переход к современному производству автомобилей
После распада Советского Союза Н. А. Пугин взял бразды правления в свои руки, и в 1992 году статус организации перешел к ОАО. В это время ГАЗ перешел на выпуск легковых автомобилей, и в производство была запущена модель ГАЗ-31029 с обновленным внешним видом и модернизированной задней частью.
- Грузовик «Газель
В 1994 году появился малотоннажный автомобиль «Газель» в его современном виде. Он быстро стал «донором», имеющим мало аналогов на территории СНГ. В течение 11 лет это был самый популярный вариант модели.
Тем не менее, ГАЗ не отказался от своей культовой «Волги». В 1997 году ГАЗ приобрел у австрийской компании Steyr лицензию на производство дизельных двигателей для своих грузовых и легковых автомобилей, а также микроавтобусов. Это позволило возобновить выпуск любимой «Волги».
Основные преобразования в 2000 г.
В 2000 году автомобильная промышленность ГАЗа претерпела значительные изменения. Контрольный пакет акций перешел к «Базовому элементу», а завод был передан холдингу «РусПромАвто». Через пять лет компания претерпела преобразование и стала называться «Группа ГАЗ». Эта реорганизация оказалась полезной, так как сместила акцент на производство коммерческого транспорта, автомобилей Е-класса и двигателей ЗМЗ.
Группа ГАЗ купит английскую LDV Group для производства фургонов Maxus
В 2008 году «Группа ГАЗ» решила приобрести английскую компанию LDV Group, производящую фургоны Maxus. Но план, к сожалению, не принес ожидаемой отдачи и был прерван через год.
В 2008 году была предпринята попытка возродить марку «Волга»: на заводе DaimlerChrysler было налажено производство автомобиля Volga Cyber. Однако этот автомобиль не смог привлечь покупателей и через два года был снят с производства. Кроме того, в 2009 году, спустя три года после начала производства, прекратился выпуск автомобиля ГАЗ-31105.
2010 — переломный момент
2010 год стал переломным в истории отечественного производителя. В партнерстве с концерном Daimler был запущен в производство автомобиль Mercedes-Benz Sprinter. Одновременно был запущен в производство автомобиль «Газель-Бизнес», известный своим комфортом, надежностью и безопасностью.
Уже через несколько месяцев стал очевиден огромный потенциал автомобиля, и был выпущен двигатель ЗМЗ, а также газобаллонное оборудование. Успех «Газели-Бизнес» был несомненен!
Сборка нового поколения Chevrolet Aveo
В 2011 году компания заключила сделку с General Motors на сборку преемника Chevrolet Aveo. Вскоре после этого концерн Volkswagen дал добро на производство ряда моделей на заводе ГАЗ, в том числе Yeti, Octavia и Jetta. По мощности он может выпускать 110 тыс. автомобилей в год.
Пятое поколение «Газона
В 2014 году было выпущено пятое поколение «Газона Next» — преемника серии среднетоннажных автомобилей. Он пришел на смену модели 3309, среди его заметных отличий — просторная и эргономичная кабина, практически идентичная Газели Next. В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 153 л. с., объемом 3,7 л, либо двигатель российского производства ЯМЗ-5344–20, объемом 4,4 л, развивающий мощность 149 л. с.
Широкий выбор автомобилей для бизнеса
На российском рынке представлен широкий спектр автомобилей для бизнеса, среди которых популярный Sable 4×4, также известный как «Баргузин», с аналогичными двигателями.