Бензин АИ-92 перестал быть популярным в Европе. Уже некоторое время эта тенденция идет на спад. Однако пандемия привела к изменению этой тенденции: люди стали покупать больше 92-го, чем 95-го. Это объясняется тем, что из-за ограничений на выезд за рубеж все больше людей путешествуют на автомобилях и стремятся сэкономить, используя более дешевое топливо.
АИ-92 в России и Америке
Россия — не единственное государство, где можно приобрести АИ-92. Его заправляют практически во всех странах бывшего Советского Союза, в Китае и даже в США. Распространено заблуждение, что бензин в США дешевле, чем у нас. Однако это не так, цена за литр в России на пять рублей дешевле.
Тем не менее, в начале этого года АИ-92 в России подорожал более чем на четыре рубля, в то время как в США он дешевле почти на семь.
Бензин АИ-92
Бензин АИ-92 содержит свинец, смолы и другие потенциально вредные компоненты, от которых невозможно полностью избавиться. Принято считать, что чем ниже октановое число, тем грязнее топливо. Однако это ошибочное мнение. В современном газе экологического класса 5 содержание серы не должно превышать 10 мг/кг, свинца — 5 мг/дм3, а смол — 50 мг/дм3. Эти нормы одинаковы для всех видов бензина, будь то АИ-92 или АИ-98.
Топливо для могучих казаков
В советское время появилось топливо АИ-93 — высокооктановый вариант стандартного 92-го бензина. На этом топливе работали первые автомобили Lada ВАЗ-2101, Москвичи-412 и даже некоторые модификации Запорожца. Запорожец изначально проектировался с учетом экономичности, но модели с 50-сильным двигателем МеМЗ-968БЭ, имеющим степень сжатия 8,4 вместо обычных 7,2, требовали более дорогого топлива АИ-93!
Действительно ли AI-93 лучше?
Взгляд на различия
Единственное различие между бензином АИ-93 и АИ-92 заключается в том, что для последнего в конце 90-х годов был введен новый стандарт.
Сколько это стоило?
Когда только появилась «Лада», 1 литр АИ-93 стоил 10 копеек. Заправка бака ВАЗ-2101 стоила около 4 рублей, а ГАЗ-24 − 5,5. Но если учесть, что средняя зарплата в то время составляла 150 рублей, то это было вполне доступно — на эту зарплату можно было купить 1500 литров бензина АИ-93.
Как это выглядит в сравнении?
Сегодня средняя зарплата в России составляет 49 000 рублей. На эту сумму можно купить чуть больше тысячи литров бензина АИ-93. Это говорит о том, что в прошлом бензин был гораздо доступнее, и наши родители обладали большими финансовыми возможностями, чем мы.
Избавиться от бензина
Чтобы приобрести более дешевый, нужно было найти государственный автомобиль, работающий на том же топливе. Как правило, это были Урал-375 и автобус ЛиАЗ-677, оба с 300-литровыми баками (у грузовика был еще и дополнительный). Прожорливость этих «бензовозов» была значительной: ЛиАЗ выдавал до 75 литров на сто километров, бака хватало на полторы смены. На автобазах за топливом следили не слишком тщательно, что давало профессиональным водителям широкие возможности для бартера. Государственное топливо отпускалось по льготной цене.
Залить высокооктановый бензин
Неверно утверждать, что 92-й бензин нельзя смешивать с 95-м. Люди утверждают, что у них разные плотности, а значит, результат смешивания будет разным: один бензин поднимется вверх, а другой опустится вниз. Однако критерий гласит, что плотность топлива должна быть одинаковой, не зависящей от октанового числа. Таким образом, расслоения не происходит. Заливка одного вида бензина в другой не приведет ни к каким плохим результатам. Единственное, что важно,— зачем это делать.
АИ-92 Вместо АИ-95
Многие автопроизводители допускают использование АИ-92, однако обычно указывается, что основным топливом должен быть 95-й или 98-й. Заливать 92-й рекомендуется только в тех случаях, когда нет другого выхода, например, когда на станции нет топлива.
Владельцы старых автомобилей, рассчитанных на 76-е и 80-е топливо, могут заправляться 92-м, хотя при этом желательно увеличить угол опережения зажигания. Кроме того, некоторые АЗС (например, «Магистраль») предлагают и АИ-80.
Точка кипения — достигает ли ваш бензин заоблачных температур?
Не стоит беспокоиться — кипение легких фракций начинается всего лишь при 33 °C! Многие владельцы старых карбюраторных автомобилей, квадроциклов и скутеров сталкивались с тем, что в теплую погоду их двигатели глохли, а через некоторое время вдруг снова запускались. Причиной этого является кипение бензина и образование паровых пробок. Попытки решить эту проблему с помощью другого бензина (например, АИ-92) не помогут — независимо от октанового числа топливо закипает при одной и той же температуре.
Цвет и октан
В настоящее время на цвет бензина не обращают внимания. Мы даже почти не наливаем топливо в канистры — за нас это делают работники АЗС. Однако в прошлом цвет бензина был связан с его октановым числом. До 1979 года АИ-93 имел синий цвет, затем он сменился на оранжевый. Сейчас, согласно ГОСТу, бензин может быть любого цвета, кроме зеленого и синего, и октановое число здесь ни при чем.