Октановое число бензина является показателем его устойчивости к детонации. Если октановое число выше, то топливо может выдерживать сжатие в течение длительного времени без воспламенения. Это означает, что если двигатель хочет извлечь из топлива больше энергии, то он должен создавать большее давление, что может привести к детонации топлива в цилиндре двигателя. Поэтому бензин с более высоким октановым числом создается для работы двигателей с более высокой степенью сжатия, не допуская при этом взрыва. Чем выше степень сжатия топлива в двигателе, тем важнее использовать бензин с более высоким октановым числом.
Влияние октанового числа на скорость потока
Рассмотрим случай абстрактного современного автомобиля. Степень сжатия топлива в нем определяется геометрическими параметрами независимо и не зависит от типа используемого топлива. На характеристики двигателя может влиять только энергия, выделяемая при сгорании топлива. Выделяется ли при сгорании 95-октанового топлива больше энергии, чем при сгорании 92-октанового? Согласно Википедии, теплота сгорания бензина составляет 42–44 МДж. Даже если предположить, что меньшее число относится к 92-му, а большее — к 95-му (что неверно, поскольку существуют и другие октановые числа), то все равно нет никаких доказательств увеличения мощности на 15%.
Разница между бензином в нашем абстрактном двигателе
Если наш абстрактный двигатель имеет степень сжатия 6–8, то для него достаточно октанового числа 76/80, и топливо не будет детонировать в цилиндрах. Однако если в двигателе со степенью сжатия 8–9 использовать бензин 80, то он начнет взрываться еще до того, как его воспламенит искра от свечи зажигания, что приведет к напрасной трате топлива. Если использовать в этом двигателе 98-й бензин, то он не будет детонировать, но из-за своей конструкции будет сгорать слишком медленно, а значит, несгоревшее топливо будет теряться через выхлопную трубу. Это может привести к сокращению срока службы клапанов.
К счастью, современные двигатели обладают «мозгами», которые позволяют им самостоятельно определять время воспламенения топлива в цилиндре, поэтому в обоих случаях зажигание происходит раньше, чем при использовании топлива 92/95. При более низком октановом числе горение начинается слишком рано, расход увеличивается, двигатель работает вяло. При более высоком октановом числе эффективность работы снижается из-за длительного периода сгорания топлива, расход растет без проблем, но может возникнуть ощущение, что «не хватает мощности» (это будет происходить даже при использовании родного бензина, если он воспламеняется слишком рано).
Влияет ли октановое число на расход?
Если залить бензин с октановым числом ниже, чем предусмотрено проектом, то расход топлива увеличится. С другой стороны, если использовать бензин с более высоким октановым числом, то расход не обязательно уменьшится, он может остаться на прежнем уровне или даже увеличиться.
Например, если двигатель рассчитан на 95-е октановое число, то использование 92-го приведет к увеличению расхода. Но если двигатель рассчитан на 92-й октан, то никакой пользы от 95-го октана не будет.
Расход топлива зависит от заправки
Если используемое топливо загрязнено ослиной мочой, то вырабатываемая энергия сгорания будет меньше и, как следствие, расход двигателя увеличится. Однако если двигатель заправляется 95-октановым или 92-октановым бензином, то изменение расхода может быть связано не с октановым числом топлива, а с наличием ослиной мочи.
Стоит ли занижать октановое число?
Иногда автопроизводители, чтобы завлечь потребителя, указывают в требованиях к топливу более низкое октановое число. Важно проверить степень сжатия вашего двигателя, чтобы решить, стоит ли покупать более дорогое топливо, не ожидая эффекта плацебо.
Занижение минимального октанового числа может привести к самым разным странным последствиям. Например, я заметил, что после каждой заправки 95-м октановым бензином мой автомобиль «не тянет» первые несколько километров. Это происходит потому, что компьютер еще не разобрался, что именно залили в бак, и все еще настроен на стандартный 92-й, поэтому свечи зажигания срабатывают раньше.
Понимание октанового числа
Мы должны понимать, что, хотя 95-ecto, 95-G-drive и другие виды топлива могут давать большую мощность, это не связано с изменением октанового числа. Октановое число, указанное на чеке, всегда равно 95.
Теплота сгорания
Возможно, что эти виды топлива имеют повышенную теплоту сгорания из-за содержащихся в них присадок.
Прочие характеристики
Присадки могут влиять и на другие характеристики, такие как вязкость, количество и тип выделяемых газов, скорость сгорания и т. д. Все это, в свою очередь, влияет на общий КПД.
Присадки к топливу и их действие
Возможно, что бензин G-drive и 95-ecto не содержит ослиной мочи, что приводит к аналогичному эффекту. Как вариант, присадки могут использоваться для создания эффекта плацебо. Выяснить, какой вариант используется в каждом конкретном случае, достаточно сложно. Мое мнение — это комбинация двух вариантов. Однако некоторые утверждают, что некоторые виды топлива могут вымывать осадок из бензобака, что подразумевает элементы второго варианта. Это может оказать непосредственное влияние на работу двигателя, поэтому следует соблюдать осторожность.
95-й создается из 92-го
С помощью присадок можно получить 95-й бензин из 92-го. Мне все равно, хоть из 80-го, лишь бы октановое число было 95 и горел он как бензин, тогда его можно использовать. Если в составе нет ослиной мочи, а присадки не разъедают ненужные компоненты, то такой бензин пригоден для езды. Если он на второй день выпадает в осадок хлопьями, то дело не в октановом числе.
Различные способы оценки октанового числа
В разных странах существуют свои индивидуальные методы приблизительного определения октанового числа бензина. Согласно американской системе, топливо с октановым числом 90–92 для нас будет сопоставимо с 95-м октановым числом. Если в руководстве по эксплуатации американского автомобиля указано, что необходимо использовать 92-е октановое топливо, то при использовании 95-го октанового топлива, согласно описанной ранее теории, произойдет значительное улучшение характеристик автомобиля. Предлагаемое топливо для автомобиля должно соответствовать нашему 95-му октановому числу. Можно также проверить степень сжатия, чтобы убедиться в соблюдении требований производителя.