Разрушение масла и остатков несгоревшего топлива может привести к возникновению множества проблем, таких как образование поршневых колец, ускоренный износ цилиндро-поршневой группы и повышенный расход масла. Мы расскажем, когда и как правильно проводить коксование двигателя, и ответим на вопрос, действительно ли такой подход полезен.
Коксование двигателя: Процедура глубокой очистки
Коксование двигателя — это процесс, позволяющий удалить нагар, шлам и другие отложения, которые со временем накапливаются на внутренних компонентах двигателя.
В современном мире многие двигатели внутреннего сгорания длительное время работают при максимальной нагрузке и низких оборотах, что повышает вероятность детонации неполной топливно-воздушной смеси. В связи с этим возникает необходимость в проведении профилактических работ путем коксования двигателя.
Коксовые отложения и неисправности двигателя
При воздействии высокой температуры моторного масла и топлива на поршнях, клапанных кольцах и клапанах образуются коксовые отложения. Это может привести к снижению мощности двигателя, так как затрудняется подвижность поршневых колец. По мере увеличения количества углерода поршневые кольца перестают плотно прилегать к стенкам цилиндра и не могут выполнять свое предназначение.
Преимущества коксования двигателя
Коксование двигателя позволяет снизить риск возникновения целого ряда проблем, включая неуверенный запуск, троение, падение мощности, сгорание масла и повышенный износ. Она помогает очистить внутренние поверхности двигателя от вредных отложений. Коксование двигателя можно выполнить как самостоятельно, так и с помощью специализированного сервиса.
Для проведения процедуры без разборки двигателя можно использовать некоторые химические вещества, такие как растворители и высокоактивные растворители. Эти вещества часто используются для профилактического обслуживания.
Когда необходимо проводить декоксование?
Для оптимальной работы двигателя необходимо учитывать три фактора: подвижность поршневых колец, чистоту камер сгорания и плотное прилегание клапанов. Когда двигатель еще «новый», все эти факторы находятся в хорошем состоянии. Однако по мере засорения цилиндров нагаром двигатель начинает работать хуже. Именно тогда и возникает необходимость в проведении раскоксовки.
Поршневые кольца: Компрессия, удаление масла и теплообмен
Поршневые кольца необходимы для сжатия и удаления масла и коксовых остатков со стенок цилиндра. Однако при недостаточной подвижности этих колец затрудняется теплопередача от них к стенкам блока цилиндров, что приводит к повышению температуры колец. Не удаленное со стенок масло из-за нарушения подвижности колец склонно к возгоранию, что приводит к дополнительному закоксовыванию двигателя и детонации в камерах сгорания.
Негативные последствия образования углеродистых отложений
Образование углеродистых отложений в двигателе может иметь множество негативных последствий. Поршни с кольцами, покрытыми нагаром, могут начать поднимать стенки цилиндров. Клапаны, слегка закрытые из-за нагара, перегреваются и разрушаются. Загрязняются впускные и выпускные каналы, повреждаются кислородные датчики и каталитический нейтрализатор. Двигатель приближается к необходимости капитального ремонта или полной замены, так как нагарообразование и его проблемы в конечном итоге становятся слишком серьезными для любого двигателя внутреннего сгорания — как бензинового, так и дизельного. Важно не дать двигателю накапливать сильные углеродистые отложения и вовремя его очистить. Признаками того, что двигатель нуждается в промывке, могут быть следующие:
Содержание двигателя в чистоте
Специалисты заметили, что на большинстве современных двигателей толстый слой нагара начинает образовываться уже через сто — сто пятьдесят тысяч километров пробега. Даже если ваш двигатель работает так же, как и при покупке, все равно нелишним будет проводить профилактическую очистку от нагара не реже, чем через каждые тридцать-пятьдесят тысяч км. Это позволит бережно очистить нагар и не довести двигатель до состояния, когда нагар можно будет удалить только механическим способом. Большинство водителей задумываются об очистке от нагара только тогда, когда проблемы уже стали заметны.
Причины, по которым стоит коксировать двигатель
Существует несколько признаков, указывающих на то, что пора провести раскоксовку двигателя, в том числе:
- Повышенный расход масла;
- Синий дым из выхлопной трубы;
- Большое количество черного нагара в выхлопной трубе;
- Снижение мощности двигателя;
- Плохая реакция на нажатие педали газа;
- Неуверенный старт;
- Повышенный расход топлива.
Поэтому проводить раскоксовку двигателя целесообразно в двух сценариях. Для предотвращения нежелательного коксообразования в камерах сгорания и увеличения долговечности двигателя, и когда очевидно, что сильное коксование приводит к неэффективной работе двигателя и выделению повышенного количества масляных паров.
Может ли декоксование решить мою проблему?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести тщательную оценку. Она может включать в себя:
- Видеоэндоскопию цилиндров и турбины (если она имеется) для определения степени износа цилиндро-поршневой группы.
- Компрессионный замер для оценки состояния колец.
- Осмотр системы вентиляции картера для выявления отложений и масла.
- Проверка элементов масляной системы для выявления имеющихся отложений.
Процедура декоксования двигателя
Декарбонизация двигателя может быть выполнена без его разборки с использованием как традиционных, так и современных методов. Необходимыми инструментами являются: химический растворитель для смыва нагара, домкрат, свечной ключ и время для выполнения работы. Для выполнения очистки необходимо обеспечить контакт чистящего раствора со всеми деталями, покрытыми нагаром.
Старый, но неудачный метод
Самый старый, но малоэффективный способ — промывка цилиндров керосином и бензином. Для этого двигатель прогревается, затем вынимаются свечи зажигания и в каждый цилиндр заливается небольшое количество керосина и бензина. Свечи зажигания устанавливаются на место, чтобы обеспечить эффект «парения». Поддомкрачивая одно из ведущих колес, коленчатый вал время от времени немного проворачивают, чтобы облегчить поступление смеси к поршневым кольцам. На автомобиле с механической коробкой передач это можно сделать, переключившись на четвертую, пятую или шестую передачу и вращая двигатель руками за рулем. Свечи зажигания при этом должны быть вывернуты. После того как смесь постоит в цилиндрах некоторое время, двигатель запускается стартером, отделившийся нагар и остатки смеси сгорают и выбрасываются через выхлопную трубу.
Очистка растворителем
Аналогичным образом производится очистка горящих отсеков жидкостью — смесью ароматических углеводородов с незначительным содержанием нафтенов, парафинов и ненасыщенных циклических углеводородов. Это вещество используется в качестве растворителя для широкого спектра масел, битумов, каучуков и других химических продуктов. Растворитель является основой подавляющего большинства «специализированных» варок, встречающихся в автомастерских.
Коксование на основе растворителей
Коксование на основе растворителя — отличный способ борьбы с углеродистыми отложениями в камерах сгорания, гораздо лучший, чем керосин. Все, что вам нужно сделать,— это промыть все в соответствии с инструкцией. Обычные растворители из хозяйственного магазина работают так же хорошо, как и профессиональные средства, но стоят гораздо дешевле.
Димексид
Одним из самых популярных и в то же время опасных способов коксования является использование димексида. Речь идет о препарате диметилсульфоксид, легко доступном в аптеках. Этот противовоспалительный и обезболивающий препарат способен без особых усилий очистить детали двигателя от любых, даже самых твердых и труднорастворимых нагаров.
Недостатки димексида
Димексид имеет несколько существенных недостатков. Во-первых, он может растворять не только углеродистые отложения, но и краску, и пластик. Во-вторых, при промывке с его помощью краска может отслаиваться от внутренней поверхности поддона картера, засоряя сетку масляного насоса и масляные каналы. Поэтому его обычно применяют только при полной разборке двигателя.
Очистка двигателя через масляную систему
Вместо того чтобы заливать активные химические вещества в цилиндры, при таком способе очистки двигателя они заливаются в моторное масло и циркулируют по масляной системе. Это позволяет очистить все поверхности, с которыми оно соприкасается,— масляные каналы, маслосъемные и неполные компрессионные кольца, поршневой дренаж. Этот способ раскоксовки идеально подходит для оппозитных и других двигателей, где доступ к цилиндрам ограничен, а также при большом количестве отложений в масляной системе.
Система впуска
Система впуска — это способ подачи активной химии в топливо или впускной тракт двигателя. Она позволяет очистить днища поршней, компрессионные кольца, клапаны и верхнюю часть камер сгорания от нагара. Однако маслосъемные кольца обычно не чистят, поскольку они не подвергаются полноценному коксованию.
В последнее время все большее распространение получает водородная очистка. Водород и кислород поступают в двигатель внутреннего сгорания, при этом большая часть твердого углерода удаляется и переходит в газообразное состояние. Однако очень маловероятно, что водород и кислород смогут разложить углеродистые отложения на маслосъемных кольцах. Этот метод целесообразно использовать только для поддержания нормальной компрессии и чистоты форсунок.
Стоимость раскоксовки двигателя
Стоимость раскоксовки двигателя зависит от подхода и используемого продукта. Самостоятельно это можно сделать за 1–7 тыс. руб. Если же обратиться в профессиональный магазин, то это будет стоить около 3–4 тыс. руб. Следует отметить, что в разных центрах цена также может отличаться.
Срочное коксование перед техническим обслуживанием
Непосредственно перед любым техническим обслуживанием, например, заменой моторного масла, масляного фильтра и свечей зажигания, необходимо провести процесс коксования. Если этого не сделать, то циркуляция активных компонентов и растворенного углерода по масляной системе может нанести вред компонентам двигателя. Процесс коксования может иметь гораздо более серьезные последствия, чем кажется на первый взгляд.
Коксование двигателя — эффективно ли оно?
В некоторых случаях умелое и своевременное раскоксовывание двигателя позволяет восстановить его прежнюю мощность и увеличить срок службы. К сожалению, во многих случаях результат не является положительным. Эффективность зависит от различных факторов, начиная от технологии очистки и используемого средства, заканчивая конкретной ситуацией, конструкцией агрегата и степенью его износа. В большинстве случаев удается повысить компрессию, но не исправить масляную горелку: для этого просто недостаточно очистить маслосъемные кольца и дренажные отверстия в поршнях.
Не рискуйте повредить двигатель
Настоятельно рекомендуется не рисковать процессом коксования, особенно когда речь идет о Dimexide. Некоторые компоненты разрушительно действуют на покрытие поршня, масло и уплотнения. Перед началом процесса очистки необходимо внимательно прочитать инструкцию и следовать ей. Хотя вы можете вольно обращаться с инструкциями, делать это следует только при наличии достаточного опыта и знаний. Отслоившийся кокс может испортить зеркало цилиндра или попасть в клапаны. Многие специалисты не советуют использовать магические методы для раскоксовки двигателя. Для получения удовлетворительного результата лучше обратиться к профессионалу.