Топливный фильтр как устроен и как работает, когда менять
Каким бы надежным ни было топливо, которое вы покупаете, оно не может быть абсолютно чистым. Оно может быть чистым на нефтеперерабатывающем заводе, но при прохождении через насосы, краны, клапаны, металлические или пластиковые каналы в бензин попадают кусочки резины, металла и ржавчины.
Поэтому необходим топливный фильтр. Он отфильтровывает примеси из топлива и тем самым предотвращает износ двигателя. Мы рекомендуем заменять топливные фильтры регулярно, примерно через каждые 15 000–30 000 км, в зависимости от типа и качества топлива.
Грязное топливо
При покупке топлива у сомнительного поставщика высока вероятность получения загрязненного топлива. Это может быть дизельное топливо или бензин, хранившиеся в нечистых резервуарах, канистрах, бочках и других емкостях.
Профилактические меры
Чтобы избежать попадания в топливную систему лишних элементов, автомобили оснащаются топливными фильтрами.
Какие бывают фильтры?
Как правило, в автомобилях устанавливаются два топливных фильтра.
A Грубая охрана
Как правило, в качестве защиты топливного насоса от крупных частиц используется сетка с мелкими отверстиями. Фильтр способен задерживать частицы, не видимые невооруженным глазом, а также продукты износа топливного бака, которые подает топливный насос.
Тонкий защитник
Фильтр защищает гораздо более хрупкую топливную аппаратуру. Топливный насос отвечает за подачу топлива из топливного бака к топливным форсункам под постоянным давлением. В то время как топливные форсунки распыляют топливо в камеру сгорания.
Очистка топливного фильтра
Топливный фильтр предназначен для точной очистки. Он содержит элемент в алюминиевой оболочке. На внешней оболочке имеется стрелка, указывающая путь потока топлива. Это характерно для автомобилей с впрыском топлива.
Можно ли ездить без топливного фильтра?
Примитивные автомобили с карбюраторами имеют как фильтры грубой, так и тонкой очистки топлива. Отсутствие одного из них возможно только в двух случаях.
Сетка топливного насоса
Сетка топливного насоса может быть неправильно расположена или даже установлена. К сожалению, это распространенная проблема, с которой сталкиваются автомеханики.
Ремонт и диагностика топливной системы
При анализе или ремонте топливной системы поток топлива может быть перенаправлен в обход фильтра. Это может произойти при очистке топливных форсунок. К топливной рампе через крюк капота подключается нагнетатель, а топливный насос временно отключается. В этот нагнетатель заливается специальная жидкость для очистки топливной системы, и двигатель работает на ней. Важно, чтобы специалист был предельно внимателен при работе с топливной аппаратурой, так как чистота является обязательным условием.
Опасность отказа от установки фильтра
Без фильтра машина может оказаться в опасности, если не следить за чистотой рабочего места. Фильтр грубой очистки обеспечивает защиту от крупных частиц, но он быстро засоряется. Топливный насос может выйти из строя, если в него попадет песчинка из топливного бака. Даже если частицы не слишком велики, насос может перегрузиться, поскольку он перемалывает грязь, ржавчину и песок со дна бака.
Последствия плохой фильтрации
Без надлежащей фильтрации последствия могут быть плачевными: топливные насосы и топливные форсунки перестанут работать. Особенно уязвимы поршень и гильза топливного насоса высокого давления, так как попадание в них даже небольшой частицы может привести к серьезным повреждениям и снижению производительности.
На конце топливной форсунки находится распылитель с мелкими отверстиями — чем мельче отверстия и чем выше давление топлива, тем эффективнее топливо смешивается с воздухом, что приводит к повышению мощности и экономичности двигателя. В случае дизельного двигателя КАМАЗ распылители оснащены четырьмя отверстиями диаметром 0,2–0,3 мм. Любая песчинка может легко забить одно или несколько из этих отверстий, что резко изменит работу двигателя и увеличит расход топлива.
Устройство фильтра тонкой очистки топлива
Картриджный фильтр тонкой очистки топлива без корпуса выполнен в виде бумажного цилиндра в форме гармошки. Существует несколько вариантов конструкции. Сверху могут располагаться уплотнительные кольца, а снизу — небольшая рамка, в которой обычно скапливается вода. Кроме того, некоторые картриджи снабжены трубками или каналами для удаления воды из контейнера, не требующими полной разборки.
Корпус в составе топливной системы
Данный тип корпуса используется в составе топливной системы и имеет вид специальной камеры с откидной крышкой. На корпусе или на крышке может быть специальный штуцер для слива воды. При покупке такого фильтра обязательно проверьте качество его упаковки — кроме картонной коробки он должен быть запаян в герметичный пакет или пленку, что защитит его от влаги.
Пример бескорпусного высококачественного топливного фильтра от нового Volkswagen Tiguan с дизельным двигателем. Именно эта модель имеет дополнительную трубку для слива воды, скапливающейся на дне корпуса. Фото: Henadzi Kilent / Shutterstock.
Фильтр корпуса
Как правило, корпус фильтра располагается на дне и обычно изготавливается из алюминия, который устойчив к коррозии. Возможно также изготовление его из пластмассы. Внутри корпуса находится цилиндрический фильтр типа «гармошка», изготовленный из фильтровальной бумаги.
Для карбюраторов
Поскольку давление топлива низкое, корпус меньше и выполнен из тонкого прозрачного пластика. За его состоянием легче наблюдать, так как загрязнения хорошо видны на картридже. При чрезмерном количестве мусора фильтр следует заменить.
Инжекторы
Более высокое давление и такие же требования к очистке топлива характерны для форсунок. Эти устройства часто изготавливаются из алюминия, и на них можно найти надпись о рабочем давлении. В этом случае внутри корпуса размещается редукционный клапан, который, как правило, имеет три штуцера — входной, выходной и «обратку» для отправки лишнего топлива обратно в бак.
Дизельные форсунки
Дизельные форсунки чаще всего имеют вертикальную форму и изготавливаются либо из алюминия, либо из толстостенного полупрозрачного пластика. Обычно они имеют четыре штуцера: входной, выходной, возврат из топливной рампы и возврат в бак. Кроме того, в конструкцию может входить штуцер для слива воды или датчик воды в топливном фильтре.
Давление нефильтрованного топлива
Давление топлива, поступающего из топливного насоса, обычно слишком велико. Чтобы обеспечить его нормальный расход, необходимо установить редукционный клапан, снижающий давление и направляющий часть топлива обратно в бак.
Замена фильтров
Иногда в комплект необходимых фильтров может не входить датчик или штуцер. В этом случае необходимо перенести датчик из старого фильтра. Рабочее давление фильтра указано на его корпусе.
Различия топливных фильтров
Со стороны может показаться, что эти два фильтра совершенно одинаковы. Однако крайне важно учитывать давление в топливной системе при эксплуатации. Рабочее давление атмосферного двигателя составляет 4 бар, а топливный насос располагается в баке. С другой стороны, турбодвигатель с непосредственным впрыском требует 6,6 бар в качестве давления для питания топливного насоса. После включения топливного насоса давление возрастает до 40–60 бар. Давление в корпусе фильтра может составлять 4,5 или 3,8 бар в зависимости от двигателя.
Необслуживаемые топливные фильтры
Установка таких топливных фильтров в корпусе топливного насоса в топливном баке производится на весь срок службы автомобиля. Однако заменить их не так-то просто, поскольку это не входит в регламент, что делает работу более дорогой. Кроме того, запасной фильтр можно и не найти, так как в каталоге обычно указан топливный насос в сборе с фильтром.
Корпус топливного фильтра для Фольксваген Туарег Бензин
Замена корпуса топливного фильтра для бензинового Volkswagen Tuareg продается как отдельный элемент, однако в настоящее время регламент на него отсутствует. Приобрести его бывает довольно сложно, и важно правильно выбрать.
Выбор топливного фильтра
При выборе топливного фильтра необходимо учитывать VIN (идентификационный номер автомобиля). Если его проигнорировать, то, скорее всего, двигатель будет работать неправильно и что-нибудь сломается.
Использование топливного фильтра от атмосферного двигателя с давлением 4 бар на автомобиле, оснащенном двигателем с турбонаддувом, где давление должно быть 6,6 бар, приведет к прерывистой подаче топлива. Двигатель будет работать ровно на холостом ходу, однако под нагрузкой будут возникать осечки, так как смесь будет недостаточной, а давление слишком низким. Блок управления двигателем попытается отрегулировать топливно-воздушную смесь в некотором диапазоне оборотов, однако при разгоне все равно будут возникать проблемы.
Неблагоприятные последствия установки фильтра с большим давлением
При установке фильтра с более высоким давлением в двигатель меньшей мощности форсунки будут подавать большее количество топлива, что сделает топливно-воздушную смесь слишком богатой и приведет к детонации. В этом случае топливно-воздушная смесь воспламеняется раньше, чем должна, и двигатель придется полностью ремонтировать, если электронная система не распознает проблему.
Поиск альтернативы
Поиск оригинального фильтра может оказаться невозможным из-за его отсутствия или дороговизны. К счастью, существует множество хороших альтернатив. Лучше всего проконсультироваться с опытным специалистом станции технического обслуживания, который подскажет, какой из них лучше использовать.
Выбор хорошего фильтра
Если вы выбираете фильтр самостоятельно, не экономьте на качестве. В китайских фильтрах неисправен редукционный клапан, и каждый десятый фильтр издает раздражающий свист при работе топливного насоса. Неизвестно, поддерживает ли он необходимое давление, но покупатели быстро возвращают их обратно. До эвакуатора автомобиль не доедет — он приедет в свое время,— но впечатления будут не из приятных.
Когда заменять топливный фильтр
Замена топливного фильтра производится в соответствии с инструкциями производителя. Например, на автомобиле Volkswagen Polo Sedan он меняется каждые два года или каждые 30 тыс. км пробега. Фильтр расположен в нижней части автомобиля, рядом с топливным баком, и к нему легко добраться. В то время как у Kia Rio фильтр находится в корпусе топливного насоса в баке, и для его замены необходимо снимать и разбирать топливный насос. Регламент рекомендует менять его каждые 60 000 км.
Дизельные двигатели коммерческих автомобилей: Различные правила
Дизельные двигатели грузовых автомобилей имеют иные нормативы, чем легковые. Например, топливный фильтр Volkswagen Transporter T6 необходимо менять каждые 40 тыс. км, что в два раза чаще, чем на легковых автомобилях.
Проверьте руководство по эксплуатации
В руководстве по эксплуатации автомобиля должна содержаться информация о периодичности замены топливного фильтра. Если производитель не предоставляет никакой информации, понаблюдайте за поведением и работой автомобиля.
Признаки загрязнения топливного фильтра
При загрязнении топливного фильтра появляются определенные симптомы. Обратите внимание на такие признаки, как затрудненный запуск двигателя, потеря мощности двигателя, повышенный расход топлива и увеличение дымности отработавших газов.
Не пренебрегайте топливным фильтром
Важно не пренебрегать топливным фильтром, соблюдать предписания или менять его чаще, если вы заправляетесь топливом из непроверенных источников. Самостоятельная замена фильтра может быть затруднена из-за скопления грязи и ржавчины.
Будьте внимательны при замене фильтра
Когда речь идет о замене фильтра в автомобиле на станции технического обслуживания, необходимо знать, во что вы ввязываетесь. Зачастую самостоятельная замена фильтра обходится в несколько раз дороже, чем обращение к специалисту, а ведь фильтр следует менять примерно раз в два года.
Не экономьте на качестве
Не стоит также покупать самый дешевый фильтр. Возможно, сразу он не вызовет никаких проблем, но если вы застрянете далеко от дома, это может привести к необходимости вызывать эвакуатор. Поэтому уделите время исследованиям и приобретите качественный фильтр, чтобы не остаться в затруднительном положении.
Комментарии закрыты.