Автомобильный бренд Москвич

44

В ноябре 2022 года на бывшем заводе Renault в Москве началось производство автомобилей «Москвич». Первой выпущенной моделью стал кроссовер, получивший название «Москвич-3». Начало его продаж намечено на декабрь 2022 года. За проект массового автомобиля отвечает завод «КИМ».

Советско-американское соглашение 1929 года

В 1929 году Советский Союз и американская компания Ford Motor Company заключили соглашение о строительстве автомобильного завода в Нижнем Новгороде (впоследствии известного как Горьковский автомобильный завод, или ГАЗ). До завершения всего проекта были построены два автосборочных завода — Государственный завод № 1, расположенный в Нижнем Новгороде (впоследствии Горьковский автобусный завод, а ныне — Завод аппаратуры связи им. Попова), и Государственный завод № 2 в Москве. На столичном предприятии, расположенном на Остаповском шоссе (ныне Волгоградский проспект) в районе Московской железной дороги, впервые были собраны легковые автомобили ГАЗ-А и грузовые автомобили ГАЗ-АА из американских, а затем и советских комплектующих.

1939: Закрытие завода от ГАС

В 1939 г. завод был выведен из состава ГАС и переименован в «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи» (КИМ). Для широкой публики был создан субкомпактный автомобиль КИМ-10 с металлическим полунесущим кузовом, созданный по образцу американского автомобиля Ford Prefect. Всего до начала войны было изготовлено около 300 таких автомобилей, а серийную сборку планировалось начать 1 августа 1941 года.

Вскоре после начала Второй мировой войны предприятия КИМа были переведены в Свердловск, где началось производство танков Т-60 и Т-70. Первый образец «москвича» был готов в мае 1945 года. Затем Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о создании автозавода по производству компактных автомобилей на базе КИМа, который получил название ЗМА (позднее МЗМА).

Производство КИМ-10 сорвано

Вначале предполагалось, что КИМ-10 будет производиться на собственных мощностях. Однако в августе 1945 г., как считается, советский лидер И. В. Сталин отдал приказ сделать копию немецкого автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося с 1937 по 1940 гг. По мнению некоторых исследователей, чертежи и оборудование для производства были привезены с захваченных немецких земель. По другим данным, автомобиль был разработан заново на основе существующих конструкций и моделей.

Москвич-400

Первый «Москвич», получивший название «Кадет», был представлен в 1946 году. Это был 5-местный седан с передним расположением двигателя и задним приводом. Он оснащался четырехцилиндровым двигателем М-400 мощностью 23 л. с. На его базе также были созданы кабриолет, фургон и пикап. Москвич-401, представленный в 1954 году, имел более мощный двигатель (26 л. с.). Всего было выпущено около 234 000 таких автомобилей, что сделало их первыми массовыми автомобилями для личного пользования в СССР.

Второе и третье поколения

В 1956–1965 гг. на МЗМА была создана вторая итерация «Москвичей» — модели 402, 403, 407 и их производные. Конструктивно эти автомобили мало чем отличались от первого поколения, но имели кузов понтонного типа и внешне напоминали более роскошную «Волгу» ГАЗ-21. Всего было выпущено более 553 тыс. этих автомобилей.

Начало участия российских автомобилей в международных ралли

Начало российским автомобилям в международных ралли положил автомобиль «Москвич-407». В 1964–1988 гг. выпускалось третье поколение автомобилей — «Москвич-408», «Москвич-412», «Москвич-2140» и их производные с современным дизайном. В 1968 году организация получила название «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК). Производство автомобиля «Москвич-412» было налажено в 1967 году на Ижевском автомобильном заводе — государственном предприятии Министерства обороны СССР. Впоследствии «Иж» стал отдельной маркой. Кроме того, сборка «Москвичей» из советских машинокомплектов осуществлялась в Болгарии (на Балканском заводе в Ловече) и Бельгии (на совместном предприятии «Скальдия — Волга» в Брюсселе). Подводя итог, можно сказать, что более половины выпуска советских москвичей в течение ряда лет шло на экспорт. Всего было выпущено 3,2 млн. моделей третьего поколения.

Четвертое поколение, конец компании

В 1986 году АЗЛК (впоследствии ОАО «Москвич») выпустил переднеприводный автомобиль «Москвич-2141» со стандартным кузовом хэтчбек. За рубежом эти автомобили продавались под маркой «Алеко». Первоначально они оснащались датированными двигателями Волжского автомобильного завода (ВАЗ). В начале 90-х годов из-за сокращения государственного финансирования производство стало снижаться. Выпуск модернизированных моделей («Князь Владимир», «Иван Калита», «Святогор») и установка более мощных французских двигателей Renault, которые оказались слишком дорогими после дефолта 1998 года, не помогли улучшить ситуацию.

Закрытие АЗЛК

Четвертого марта 2002 года главный конвейер АЗЛК прекратил свою работу, и предприятие остановилось. Затем последовал его роспуск через несколько лет в 2010 году, в результате чего было выпущено в общей сложности семьсот шестнадцать тысяч автомобилей четвертого поколения. После этого площади АЗЛК занял новый автомобильный завод Renault и технополис «Москва». В 2016 году компания Renault Россия официально зарегистрировала в Роспатенте логотипы и товарные знаки АЗЛК, «Москвич» и «Москвич», действующие до 2025 года.

Сергей Собянин объявил о приобретении московской недвижимости

16 мая 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин объявил о том, что московский автомобильный завод Renault перешел в собственность города, и в ближайшее время на нем будет возобновлен выпуск легковых автомобилей под культовой маркой «Москвич». Основным технологическим партнером предприятия был объявлен КАМАЗ. 23 ноября того же года на предприятии началась массовая сборка автомобилей. Предполагается, что к концу 2022 года будет выпущено 600 автомобилей, 400 из которых — электрические. В 2024 году, помимо крупноузловой сборки, начнется мелкоузловая сборка. В документах, представленных на заводе, указано, что в 2024 году автомобили начнут использовать аккумуляторы собственного производства, а в 2025 году москвичи смогут получить собственный электродвигатель, аккумулятор и бортовое зарядное устройство, изготовленные в Москве.

Комментарии закрыты.